?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

   Мы сделали это :) И второй раз выехали из Нижнего Новгорода «в свет».

 
    Санкт-Петербург!

    Фестиваль был организован Молодёжным театром на Фонтанке под руководством н.а. России Семёна Спивака. Зрительный зал в театре располагается амфитеатром, и сценическая площадка шире, чем в нашем театре «Вера». Именно на вытянутой сцене нам и пришлось работать. Сами актёры и работники театра считают свою сцену энергетически сильно заряженной, а участники фестиваля столкнулись с трудностями расположения своих мизансцен так, чтобы зрителям было удобно смотреть. Здесь-то и вспомнишь о Пространстве, которое может играть против тебя. Само название «театр «из ничего» означает, что есть сцена с минимумом декораций и просто человек – актёр, которому не спрятаться за сценический антураж. Именно по этому принципу проходил жёсткий отбор на фестиваль.

   В фестивале принимали участие абсолютно разные театры с абсолютно разной Марина Мазепова (в очках в центре) принимает участие в спектакле "Дело святое"направленностью, поэтому конкурса не было. Был просто обмен опытом. И впечатлений от фестиваля масса. Одно то, что нам была предоставлена возможность, которой мы не преминули воспользоваться, познакомиться с актёрами из разных стран – уже даёт оценить уровень и престижность того мероприятия, на который мы попали. Каждый вечер, во время ужина, за одним и тем же столом, порой сменяя друг друга, собирались театры из Германии, Латвии, Македонии, Китая, Армении и России. В связи с этим возник стимул выучить наконец-то английский язык. Оказалось, что по-русски говорили не все иностранцы, и мы неожиданно столкнулись с языковым барьером, преодолеть который получалось не всегда, что приводило к забавным казусам. Теперь-то мы уверовали: учиться никогда не поздно и никогда нельзя знать наверняка какие способности пригодятся в нужный момент. После встречи с иностранцами мы решили в следующий раз быть готовыми к полноценному контакту!

   Но главным, конечно же, было не это. Спектакли, отобранные на фестиваль, были настолько разными, что за неделю мы узнали больше, чем могли бы узнать за всю свою обыденную (нефестивальную) жизнь. Фестиваль на Байкале был нашим первым фестивалем, и там действительно большее впечатление произвела природа (и ещё два-три коллектива), чем сам фестиваль. Здесь же – наоборот. Ежедневные питерские вьюги возникали неожиданно и ломали наши планы подняться на Исакий, которые мы строили каждое утро, потому что с утра всегда было солнце и тепло. А театральный фестиваль даже превзошёл все ожидания. Увидеть воочию танец с длинными рукавами, с помощью которых героиня выражает свои внутренние ощущениякитайскую оперу «Замысловатое угощение», которую привёз экспериментальный театр из провинции Шаньси, где актёры поют совсем не так, как европейцы (наверно в каждой стране красота видится по-своему), и при этом выполняют акробатические номера с неординарными находками – доводится не каждому. Описать это нельзя, это нужно видеть.

   А неожиданный театр сновидений Ольги Чернявской из Санкт-Петербурга, который позиционирует себя в направлении сказкотерапии и гармонизации психоэмоционального состояния зрителя, заставил нас по-настоящему видеть сны. Вне театральных правил, но со своим уставом спектакль «Поворот песочных часов» уносил нас в мир дельфинов и волшебства. Вот этот спектакль уж точно нельзя судить по обычным театральным параметрам, поскольку здесь очень важно, чтобы зритель периодически засыпал, что и происходило. Потом нам сказали, что моменты включения и отключения внимания были чётко просчитаны специалистами. Думаем, так оно и есть, проверили на собственном опыте. Сначала уходишь в себя, задумываясь над своей жизнью, при этом продолжая видеть происходящее, а как только чувствуешь, что пора возвращаться в реальный мир – бац – меняются события и эффекты. В этом спектакле обычное ЖЖЖ было неспроста. И главным героем, с которым играл сначала Он, потом Она, был песок. Терапия песком. Из большой горы мокрого песка Она лепила свою жизнь: сначала гора была её беременным животом, потом ребёночком, которого Она родила, потом ребёнок превратился во взрослую обнажённую женщину, и Она легла, словно вошла, в её оболочку, потом своими руками она вылепила дельфина, который после превратился в мужчину, а потом было звёздное небо, в котором они плыли вдвоём. Красиво и необычно! После нам предложили пройти в чудесное фойе, украшенное деревянными фигурками героев, которые были в спектакле, и другими интересными предметами. В фойе стояли маленькие песочницы, в каждой была выстроена какая-то история из деревяшек, камешков, ракушек и песка. Мы закапывали руки в песок и играли, как дети.

   А спектакль «Господа, всё рушится, но ещё можно жить и веселиться» Ереванского государственного Камерного театра оказался настолько информационно насыщенным, что некоторые зрители не выдержали давления. Три девушки, каждая олицетворяющая определённую сторону жизни, помимо своих прямых актёрских обязанностей ещё входили со зрителями в интерактив, и каждая девушка склоняла зрителей к своей правде: Война, наркотики, Свободная любовь, Деньги, деньги, деньги, Смерть – деньги, любовь – деньги, Жизнь – деньги. Равнодушных не оказалось. Кто-то был в восторге от той неприкрытой правды, которая неслась со сцены, кто-то высоко поднял нос и вышел из зала, преимущественно этими вышедшими оказались хорошо одетые девушки, наверно, воспринявшие то, что неслось со сцены, в качестве личного оскорбления - стройным караваном они продефелировали перед зрителями. Но спектакль был застроен так, что зрителей вовлекали в действие. Поэтому уйти просто так им не удалось, актрисы, каждая в своём характере, деликатно и с юмором отреагировали на происходящее. Интересным было ещё то, что в начале спектакля вышел Египтянин и сказал, что до погрузки на галеры есть час сорок минут, и вызвал девушек, чтобы они развлекали зрителей. В конце спектакля он появился вновь и сказал, что подошло время погрузки. С пожеланием: «Счастливого вам рабства!», мы вышли из зала. Правда позже тех, кто не дождался конца спектакля - наверно им не терпелось поскорее сесть на галеры :) Не смотря на остросюжетность происходящего, зрителей не обливали грязью, был диалог актёров и зрителей на равных. Только стёб над СМИ заценить могли не все, инфо-поток оказался той же интенсивности, что и в жизни, и уже трудно было различить где жизнь, а где спектакль – настолько армяне блестяще передали безумие нашего современного мира.

   Больше всех разговоров вызвал спектакль македонского театра «Jordan H.K.Dzinot». По пьесе французского драматурга Б.-М. Кольтеса, который умер в довольно молодом возрасте от СПИДа, они поставили «В одиночестве хлопковых полей». Спектакль шёл на македонском. Но, как говорили сами создатели своего творения, текст в спектакле не главное, главное – суть того, что видит зритель. А зритель видел очень хорошую пластику и двух мужчин, которые раздевались донага (единственные за весь фестиваль) и испытывали друг к другу вожделение. Заметим, что, в принципе, всё было прилично. За весь спектакль они даже не поцеловались, зато надевали женские платья с лыжными ботинками на ногах, потом переодевались в японцев, потом в каких-то монахов. Нас удивило, что после выступлений всех театров, когда был организован круглый стол с членами жюри, об этом спектакле говорили больше всех. Может потому что в жюри были только взрослые дамы, и вид голых мужчин не выходил у них из головы. По нам, так этот спектакль был не лучше и не хуже других. Интересная сценография, смелая тема, отличная пластическая партитура и хорошие способности актёров, но не более того. Может всё дело в скандальности? В течение 30 минут мы слушали впечатление жюри, которые пересказывали нам то, что мы уже посмотрели, предлагали нам свои интерпретации происходившего и так далее. А мы удивлялись, как литературоведы (а только они и были в жюри) могут судить о пластике. Скорее всего, они получили впечатление как зрители, а по теме спектакля ничего и не сказали: больная ли тема, актуальна ли, вызвало ли что-то отклик в их душе после просмотра спектакля, мы так и не узнали… Похоже их впечатлила только символика, про чувства литературоведы ничего сказать не смогли.

   Здесь-то давайте и перейдём к критикам, которые входили в состав членов жюри на фестивале. Театроведы, журналисты, преподаватели СПбГАТИ явно люди искушённые и видели в своей жизни немало, но на этом фестивале, как они признались, посмотрели не всё. Всегда удивительно констатировать тот факт, что люди, от которых многое зависит, на которых надеются те, кто платит им деньги за работу, не выполняют своих обязанностей. Конечно, круглый стол с жюри был организован просто как возможность обсудить с ними свои работы, услышать что-то полезное для эволюции спектаклей и т.д. Но вместо этого члены жюри сказали, что открытий на фестивале не было. Они завели пространный разговор о названии фестиваля, очень долго говорили о македонском спектакле, про остальные ничего толком не сказали, а когда их переспрашивали о том, о чём они говорили, то члены жюри даже не могли вспомнить то, что говорили пять минут назад. Может в кругу литераторов и театроведов принято бросаться разными звучными и эффектными словами, но когда дело касается оценки чужой работы, и автор целенаправленно ждёт компетентного разбора, лучше действительно говорить по делу, чтобы не попасть впросак. Организаторы фестиваля были расстроены и потом просили прощения, если кого-то что-то обидело. И конечно на организаторов быть в обиде нельзя, лично нам они устроили шикарный приём: мы жили в центре, всегда были сытыми, потому что завтраки, обеды и ужины оказывались оплаченными, устраивали нам экскурсии по городу, узнавали то, что мы хотели знать и помогалинаши девушки в гостинице. катаются как сыр в масле :) найти то, что мы просили их найти. Организация была первоклассной, нам также повезло с девушкой, которая была нашим куратором (Ксюша, Привет!!!) но вот выступление членов жюри было отдельным юмористическим номером, как бы серьёзно и почтенно они не выглядели. Да простят нас эти члены жюри. Критиковать мы тоже умеем :)

   Что касается выступлений остальных участников, то здесь впечатления продолжаются. Мы очень подружились с актёрами из Латвии, благодаря нашему вездесущему и любознательному Мише, актёру нашего театра. Тукумская театральная студия «Свободная версия» показала лёгкую и весёлую историю «Трудности». Открытые, трогательные как в жизни, так и на сцене, латвийские актёры подарили нам много тепла и позитива. Кёльнский ансамбль Светланы Фурэр показал свою интерпретацию «Цирка Шардам» по Даниилу Хармсу. Три актрисы на сцене меняли роли, и мы наблюдали за этим с азартом: например мадам Вуле-Ву, дрессирующая акул и остальных хищников, перевоплощалась в клоуна, эдакого Чарли Чаплина, который периодически дарил цветок директрисе Цирка. А директриса, мадам Вуле-Ву и её ручная акулаотказывающая Вертунову выступать на сцене цирка, превращалась в танцовщицу из Эфиопии, завлекающую Вертунова в действие и так далее и так далее. А ещё они работали с театром теней.

   В фестивале приняли участие 5 петербуржских театров. Театра «Hand Made» своим спектаклем «На заре туманной юности» по А.Платонову тронул до глубины души. История, имевшая место в СССР, была рассказана так, что прошлое время воспринялось и с грустью и с юмором. А кульминация захватила настолько, что никаких «новых форм» уже было не надо. Наверно потому, что новые формы приходят и уходят, а в сердце человека вечным остаётся то старое, что помогает всем нам жить. В принципе из всех спектаклей по-настоящему драматическими были этот спектакль, потом спектакль Красного Театра Кати Шимилёвой с «Женитьбой» по Гоголю и наш. Остальные же, как вы успели заметить, были пластическими или с новаторской техникой подачи материала. Конечно, фестиваль на то и фестиваль, чтобы показывать экстраординарные работы, но когда взяли нас, мы удивились. Мы считали, что ничего особенного в нас нет. И, как оказалось, мы себя недооценили.

   Нашу сценографию «Дела святого» было сложно подстроить под широты и пространства предложенной нам сцены, поскольку мы не рассчитывали на зрительный зал в форме подковы и сиденья кресел, поднимающиеся к потолку. Но после Байкальского фестиваля, где сцены вообще не было, мы не стали пугаться, а просто начали решать возникший вопрос. В конце концов, главным опять же оказалось не это. В театре важно многое: сценография, музыка, пластика и пр. Но актёр – это второй главный человек после режиссёра. Без актёра всё выглядит художественной оригинальной инсталляцией, а то, как актёр заполнит пространство – и будет кровью и воздухом этого пространства. Пусть не всё у нас прошло гладко и получилось, но когда к нам подошли профессиональные актёры и работники сцена из спектакля "Дело святое"Молодёжного театра на Фонтанке (которые могли бы вообще не подходить) и эмоционально, душевно поблагодарили за спектакль, мы не знали, что сказать. Вопросы: где вы учились, как организовались, где выступаете, застали нас врасплох. И когда мы признались, что на самом деле мы любители, нам сказали, что это неправда. И вся усталость и отчаяние от тех сложностей, из-за которых у каждого из нас возникали свои проблемы при посещении репетиций в «Листопаде», казалось, лопнули сами собой. Как же человеку всё-таки нужны тёплые и подбадривающие слова! И с ещё большим почтением и трепетом мы благодарим Флорида Булякова за его пьесу, которую он нам предложил взять для постановки, связавшись с нами по э-мэйлу, найденному в сайт-просторах Интернета! Большое спасибо за предоставленный нам Шанс! Без Вашей работы, которая всех нас тронула, ничего этого могло бы и не быть!

   Невероятная неделя в Петербурге прошла. Сейчас мы, как и полагается после недельного неприкасания к важным делам, взялись за их решение и немножко выпали из контактной среды. Но живём с мыслями, что в конце марта театру «Листопад» был преподнесёт прекрасный подарок от лица тех проф.актёров, которых мы знаем по телевизионным работам и на которых хотим быть чем-то похожими. Одно дело считать себя мастером, а другое дело, когда тебя высоко оценивают мастера на голову тебя выше. Может они знают, что слишком просто растоптать цветок, который долго выращиваешь и оберегаешь от напастей. Уничтожить легко – сложнее взрастить. Мы пришли в «Листопад», чтобы стать хорошими актёрами, и мы ими стали.

   12 лет – новый цикл – цикл уже не просто любительского театра, а театра на планку выше! 
Процесс начат…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kanareymann
Apr. 18th, 2008 07:52 am (UTC)
Поздравляю от всей души, очень интересный пост)
the_7th_room
Apr. 18th, 2008 10:31 pm (UTC)
спасибо!
это благодаря вдохновению :)
the_7th_room
Apr. 21st, 2008 10:38 pm (UTC)
этот коммент у Ксюши не получилось оставить, т.к. она не являеться пользователем livejournal, но мы всё же решили его опубликовать прилюдно. комментарий прислан по э-мэйлу:

"Ребята, спасибо вам еще раз!!!!
Мне очень приятно, что вы помните про меня.
Я каждый раз с наслаждением вспоминаю ту неделю, как мы с вами решали небольшие проблемки, как гуляли, и конечно же ваш спектакль.
Он тронул меня до глубины души. И пусть многие люди стыдятся слез, мне совершенно не стыдно из-за того, что я плакала на вашем спектакле. Я давно уже не проливала слез (ни над фильмом, ни над спектаклем), но ваш спектакль был особенным!!!! Он затронул все струнки моей души.
Спасибо вам!!!!!!
Вы и Ваш спектакль особенные!!!!
Продолжайте в том же духе. Я верю. что все ваши мечты сбудутся.

P.S. поздравляю, с боооольшим опозданием с ДНЕМ РОЖДЕНИЯ ТЕАТР "ЛИСТОПАД" !!!!!!!
Ксения"

Ксюша, большое спасибо тебе за такие слова!
Ты тоже особенная :)))
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2016
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars